27 мая 2014 прочее о магии 8 1128


Написав в великом мистике Эдгаре По нельзя не упомянуть и о его последователе Говарде Филлипсе Лавкрафте, не менее талантливом, хоть и не таком популярном писателе. 
Американец Лавкрафт писал, естественно, в основном на своей почве. Новая Англия, Нью-Йорк, американский Юго-Запад — места для мистики и хоррора достаточно благоприятные. И все же он объективно понимал, что для полновесности Америке не хватает глубины истории — истории, в которой время меряется не несколькими столетиями, а тысячелетиями, и в которой присутствует невероятное сочетание различных культур. Будучи по происхождению и менталитету англо-саксом, он очевидным образом стремился «взять» эту историю в Англии. В том числе, конечно, в ее столице.
Лондон в моем восприятии — бесспорная столица европейской литературной мистики (литературная мистика по форме и зачастую по содержанию очень сильно отличается от фольклорной). Вероятно, таким же было мнение и Лавкрафта. Вот как писал он своему другу Августу Дерлету: «Сейчас я самым тщательным образом изучаю Лондон с намерением создать вещь на историческом фоне более древнем, чем тот, который может предложить Америка» Лавкрафт планировал приобщиться к мистическому Лондону в рассказе «Потомок» (в оригинале The Descendant), но не смог его закончить. Видимо, он понял, что писать о Лондоне, не вдохнув лично его мистической атмосферы, а только проникшись произведениями таких корифеев, как Артур Мейчен или Алджернон Блэквуд (и многих других, включая, например, Диккенса), — неправильно и тщетно. Это более или менее получилось у него на примере пограничья Англии и Уэльса в рассказе «Крысы в стенах» (хотя там у него вышло много фактических ошибок: например, в использовании гэльского языка вместо валлийского). Но это единственный пример в творчестве Лавкрафта, в котором Англия существенно является местом действия.Хотя начало рассказа «Потомок» было многообещающим: В Лондоне живет человек, который не в силах удержаться от крика всякий раз, когда слышит звон церковных колоколов. Живет он затворником, деля одиночество с полосатой кошкой, и все соседи по Грейс-инн считают его безвредным и тихим безумцем. Комната его заполнена книгами самого банального содержания, которые он без конца читает и перечитывает, надеясь забыться за этим пустым и бесполезным времяпрепровождением. Он вообще старается не думать ни о чем, ибо по какой то причине его страшат собственные мысли, и он как чумы избегает всего, что может пробудить его воображение. С виду это старик — тощий, седой и морщинистый, — но кое кто утверждает, что он далеко не так стар, как выглядит. Страх накрепко вцепился в него своими мерзкими когтями, и любой неожиданный звук заставляет его вздрагивать и озираться, покрываясь холодным потом. Он сторонится прежних друзей и знакомых, не желая отвечать на вопросы, неизбежные при встречах с ними. Люди, знававшие его в былые дни как ученого и эстета, очень огорчены его нынешним состоянием. Он перестал общаться с ними много лет назад, и никто толком не знал, уехал ли он из страны или же просто затаился в какой то глухой дыре.Великолепный портрет! В образе этого старика — последнего лорда Нортгема — Лавкрафт объединил как Артура Мейчена (который как раз жил в Грейс-Инн), так и другого выдающегося писателя-мистика Эдварда Планкетта, восемнадцатого барона Дансени. Конечно, это только условные прототипы; лавкрафтовский герой является истовым искателем Великого Неизвестного.В детстве лорд Нортгем видел необыкновенные сны всякий раз, когда ему случалось ночевать в самой древней части замка, и с той поры в своих воспоминаниях часто возвращался к тем туманным сценам, образам и впечатлениям, не имевшим ничего общего с его реальной жизнью. Он превратился в мечтателя, неудовлетворенного пресной действительностью и занятого поисками таинственных миров и людей, известных ему по снам, но вряд ли существующих на нашей земле.
Рано уверовав в то, что ведомый нам мир является лишь атомом, малой частицей ужасающе беспредельного пространства, которое охватывает и сжимает этот мир, просачиваясь в него отовсюду, Нортгем уже в юные и молодые годы исчерпал все источники знаний в сферах как официальной религии, так и оккультных наук. Но он нигде не нашел желанного удовлетворения и покоя, а с возрастом пошлость и ограниченность этой жизни становились для него все более невыносимыми.
В глубине его души таилась мучительная вера в то, что где то существует доступная дверь, ведущая во внешние миры, неясное представление о которых он получил по своим снам. Эта дверь могла быть реальной и находиться в видимом мире, а могла существовать только в его сознании. Возможно, его мозг, сам по себе малоизученный, таил какое то связующее звено с его прошлыми и будущими жизнями в иных измерениях — связь со звездами, с вечностью и бескрайними пространствами, лежащими далее за звездным небом.К сожалению, это последние слова рассказа. Но прежде Лавкрафт дает читателю представление о действительно глубоких исторических корнях лорда Нортгема: его род «восходит к древней досаксонской эпохе, к некоему Люнею Габинию Капито, военному трибуну Третьего. Габиний выстроил крепость на высокой неприступной скале в земле, которая позже стала Йоркширом, на побережье Северного моря. В этой скале была пещера, в которой собирались странные люди, чьи ритуалы пугали бриттов и римлян. Эти люди, чертившие Древние Знаки, были последними уцелевшими представителями исчезнувшей под водой Западной страны, от которой остались лишь каменные круги и менгиры (например, Стоунхендж).
И вот еще важная деталь касаемо мистики Лондона. По-моему, только среди туманов этого города можно было случайным образом обнаружить и купить в мелкой книжной лавке (затерянной в плебейском квартале Клэр-маркет) ужасный «Некрономикон». Сомнительно и не слишком натурально выглядит ситуация, при которой герои Лавкрафта читали «Некрономикон» в библиотеке Мискатоникского университета в захолустном ново-английском городке Аркхэм, вымышленном Лавкрафтом.
Молодой человек, купивший «Некрономикон», обращается к лорду Нортгему с просьбой помочь в расшифровке книги. Но старик ответил, что «Некрономикон» с первых же страниц приносит только несчастье… ибо эта книга — зримое воплощение того самого печального духа, познанья жадного…

Комментарии

09 июня 2014 Ссылка adelia
Настолько люди благодарны Вам и Вашему дару, что создали такой замечательный сайт, где столько всегда свежей и интересной информации! Очень нравится)
09 июня 2014 Ссылка adelia
Юлианна, я Вами искренне восхищаюсь!
09 июня 2014 Ссылка adelia
Очень интересно!
27 мая 2014 Ссылка robert
Каюсь, не читал..но очень захотелось после поста...
27 мая 2014 Ссылка satansatan
он знал больше...
27 мая 2014 Ссылка Роман
хорошую тему начали...
27 мая 2014 Ссылка Lena
Глубокая мистика
27 мая 2014 Ссылка Юля
Вот не ожидала, что вы о нем напишете! Обожаю его! Браво! Приятно удивлена